Пятница, 2025 Июл 25, 14:25Приветствую Вас Гость | RSS
Наш класс !
Block title
Меню сайта
Block title
Календарь
«  Июль 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей

Родителям третьеклассников



«РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ РЕБЁНКА И ПРОБЛЕМА УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА»


   Сегодня, на родительском собрании я хочу обсудить с вами вопрос, который волнует как учителей, так и родителей. Почему один ребёнок с лёгкостью запоминает и усваивает материал школьной проrраммы, а другой - порой не может справиться с самым простым заданием, получая при этом неудовлетворительные оценки.

   Вопрос сложный, многогранный и, по-видииому, однозначно прямого ответа получить на него невозможно, но сегодня мы постараемся рассмотреть проблему запоминания материала ребёнком, а также развитие его памяти.

При изучении многих предметов ребёнку необходимо выучить и запомнить ряд определённых формул, понятий, законов. Без памяти невозможно мышление, ведь любая мыслительная операция основана на использовании усвоенных знаний. Поэтому школа ставит перед собой задачу научить учеников думать, творчески относиться к учёбе, развивать мышление, а поэтому обращение к памяти и закрепление знаний, в том числе и дома, требуют особого внимания.

   Без определённого минимума знаний, занесённых в память, невозможно творческое мышление. Итак, память – это способность к запечатлению, сохранению и последующему воспроизведению полученной информации и прошлого опыта.

   В зависимости от цели деятельности, память может быть произвольной и непроизвольной.

   Непроизвольное запоминание - это запоминание без заранее поставленной цели что-либо запомнить.

   Произвольное запоминание - это запоминание, при котором ставится задача – запомнить.

   Оба вида памяти могут быть двигательными, образными, эмоциональными и словесно-логическими. Каждому ребёнку свойственны эти виды памяти, но в действительности, какой-то тип преобладает. Один лучше запоминает материал домашнего задания – зрительно, – читая учебник, другой – слушая рассказ учителя, а третьему – нужно сделать рисунок или схему, четвёртому – смастерить.

   По данным экспериментов, после однократного прослушивания объяснения учителя, в памяти учащегося остаётся около 10% информации, после самостоятельного чтения – 30%, после показа изученного материала, сопровождаемого объяснением и активным наблюдением – 50%, а после самостоятельных практических действий – 90%.

Таким образом, ученик, регулярно выполняющий домашние задания, работающий с книгой, решающий задачи дома и вне учебное время, развивает свою память, добиваясь запоминания нового материала около 90%. Память учащегося увеличивается в своём объёме одновременно с её использованием. В кратковременной памяти, длящейся десятки секунд, след в сознании сохраняется недолго; если же ребёнок дома повторяет материал, изученный на уроке, то информация из кратковременной памяти переходит в долговременную.

   Изучая в качестве домашнего задания параграф учебника, ученику целесообразно разделить его текст на части. Прочитав каждую, закрыть глаза и понять смысл прочитанного и восстановить его в памяти. Не разобравшись в прочитанном, бесполезно заучивать материал. А поскольку всё взаимосвязано, школьник не может, не усвоив предыдущего, понять последующий материал и, не зная теории, перейти к практике, например, к решению задач.

   Любые сведения, даже самые интересные, которые внимательно слушал на уроке ученик быстро улетучиваются из памяти, а самое быстрое забывание идёт в первые два дня, поэтому повторение следует начинать в этот период.

   Выученное должно «отлежаться» в памяти.

   Хочется подчеркнуть, что ни один из способов заучивания каких-нибудь сведений не даст результатов, если школьник боится умственной перегрузки или убеждён в ограниченности своих интеллектуальных возможностей. Важно убедить ребёнка, что это не верно. Ведь при самой большой мозговой нагрузке человек обычно использует 8-10% возможностей мозга. Значит, память можно развивать практически беспредельно. Чаще всего развитию памяти мешают не ограниченные возможности, а обычная лень ребёнка.